Мультисайт для Inventive Retail Group

Когда в вашем портфеле 7 совершенно разнородных интернет проектов, которые были написаны в разное время разными командами, то внедрение нового функционала для всех превращается в 7 отдельных внедрений, что безусловно долго и дорого стоит для компании. Поэтому логичным и единственно верным решением было перевести весь пул проектов на одну мультисайтовую платформу с одной точкой входа, одной логикой и с коротким time2market для нововведений и даже для быстрого старта любого нового проекта.

Евгений Усенко, E-commerce директор Inventive Retail Group

ЗАДАЧА

Перенос сайтов группы компаний Inventive Retail Group на мультисайтовую платформу 1С-Битрикс

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ

  • Проектирование мультисайтовой архитектуры
  • Единый личный кабинет
  • Интеграции с системой программы лояльности
  • Интеграция с Fastservice
  • Маркетинговые акции в корзине
в 1.5 раза
Снижение финансовых затрат на внедрение, сопровождение и тестирование
на 40-60%
Сокращение time2market в зависимости от сложности задач
4 сайта
С единой точкой управления контентом и учетными записями администратора и контент-менеджеров
Единый личный кабинет
Один аккаунт для всех сайтов проекта

Портфель Группы компаний Inventive Retail Group включает:

Партнерский логотип restore
re-store.ru
Партнерский логотип samsung
galaxystore.ru
Партнерский логотип Sony Centre
sc-store.ru
Партнерский логотип street beat
street-beat.ru
Партнерский логотип lego
mir-kubikov.ru
Партнерский логотип unode50
unode50.ru
Партнерский логотип nike
up-and-run.ru

Несмотря на кардинальное различие специфики предметной области (электроника/фэшн/игрушки), бизнес-процессы выстроены на базе единой технологической платформы. Кроме того, проекты имеют общую службу логистики, колл-центр. Задачи по каждому проекту часто пересекались, один и тот же функционал требовалось реализовать на всех проектах: на каждом проекте этим занимались разные люди и в итоге, кроме затрат по времени, реализованный функционал архитектурно выглядел по-разному. Дальнейшее внесение изменений в этот функционал, опять же на всех проектах, также вызывало затруднения.

Плюсы и минусы перехода на мультисайтовую платформу:

более эффективный контроль разработки

снижение временных и финансовых затрат на поддержку и администрирование

единая база пользователей

единый интерфейс и точка входа в административную часть

простота управления логикой работы сайта через его настройки

если возникают сбои в общем функционале, то это распространяется на все проекты мультисайта

повышенные требования к производительности и надежности аппаратных решений (в случае отказа это повлияет на все сайты)

Общие сведения по архитектуре

Все проекты мультисайта используют одну логику — одни компоненты, одни модули, интеграцию с внешними системами.

Но несмотря на общую структуру, у каждого сайта есть свои уникальные особенности и требования к функциональным возможностям: способам оплаты, доставкам, структуре каталога, умного фильтра, формированию url-адресов, SEO-настройкам и многому другому.

Поэтому все уникальные для конкретного сайта параметры и настройки были вынесены в отдельные конфигурационные файлы. Компоненты и модули используют данные настройки в своей работе, максимально подстраивая свой функционал под требования конкретного сайта.

Это значительное преимущество мультисайтовой реализации: функционал системы гибко подстраивается под конкретный сайт путем изменения только его настроек, не затрагивая сами компоненты, а значит его легко масштабировать на другие проекты.

Для подключения нового сайта к мультисайту нужно выполнить ряд простых шагов:
1
Наполнить контентом базу по сайту
2
Создать файл настроек сайта
3
Интегрировать дизайн и верстку

Бизнес-процессы

Схема обычного решения
Схема решения мультисайт

Что интересного

Получение данных по оплатам и доставкам (интеграция с fastservice)

На проекте внедрено коробочное решение retailCRM, её возможности используются в качестве основной системы для управления доставками и оплатами.

В рамках мультисайта существует несколько типов доставки (самовывоз, доставка курьером, доставка транспортной компанией (СПСР), срочная доставка).

У каждого типа доставки есть собственные настройки, в том числе отдельные для разных сайтов

  • минимальная стоимость заказа
  • стоимость заказа для бесплатной доставки и прочее

Мультисайтовый подход позволил исключить лишние затраты на внедрение изменений, благодаря сервису Fastservice, который выступает в качестве посредника между сайтом и CRM/службами доставки. Используя этот сервис, сайт получает настройки способов доставок и оплат через API. На вход сервиса сайт передает данные, для которых нужно получить настройки — состав корзины и название города. В ответ сайт получает набор доступных доставок с возможными способами оплаты по каждой.

Работа этих систем выглядит следующим образом:

Диаграмма взаимодействия между мультисайтом, сервисом Fastservice и API службы доставки

При этом в случае недоступности сервиса сайт не теряет работоспособность, а использует настройки способов оплат, заданных по-умолчанию в системе.

Единый личный кабинет

Так как все проекты мультисайта функционируют на одной БД, то база пользователей также едина. Это преимущество используется в рамках концепции единого личного кабинета, который был разработан для повышения удобства покупателей — предоставление возможности совершать покупки в интернет-магазинах мультисайта под одним и тем же аккаунтом. Т.е. однажды зарегистрировавшись, к примеру, на проекте mir-kubikov.ru, клиент может авторизоваться с тем же логином и паролем на всех остальных сайтах в рамках проекта мультисайт.

ОСОБЕННОСТИ ЕДИНОГО ЛИЧНОГО КАБИНЕТА:

Логин и пароль едины для всех сайтов
История покупок на каждом сайте своя
Контактные данные покупателя являются едиными для всех сайтов проекта
Настройки подписок на рассылки на каждом сайте
Бонусная программа своя для каждого проекта

Маркетинговые акции

В розничной сети группы компаний на момент разработки мультисайта уже были реализованы и успешно функционировали алгоритмы различных акционных механик. На обновленной платформе вся логика и расчет доступных акций остались на уровне 1С Розницы, как мастер-системы. Это позволило иметь единую точку подбора акций для всех каналов продаж. В реализованной схеме акции приходят из 1С в ответ на запрос с сайта, прослойкой между системами является Fastservice, как и в случае с получением данных по оплатам и доставкам (рис. 1).

В теле запроса с сайта в 1С передается состав корзины и введенный покупателем промокод, если его необходимость была определена условиями акции. В ответ из 1С возвращается информация по акции, а также, в зависимости от акции, итоговые цены по товарам или возможные подарки.

Стоит отметить, что по запросу из 1С может вернуться несколько акций, подходящих к текущей корзине. В таком случае, покупатель может выбрать только одну желаемую акцию из списка. Для возможности корректной обработки заказа операторами на стороне retailCRM также был реализован механизм получения акционных механик из 1С по аналогии с мультисайтом.

В результате работ получили дополнительный сервис, позволяющий реализовать маркетинговые акции в рамках концепции омниканальности, тем самым расширив охват целевой аудитории.

Интеграция с системой программы лояльности

Расчет и начисление бонусов за покупки реализовано во внешнем сервисе — системе программы лояльности (СПЛ).

Сервис предоставляет расширенное API, содержащее много разных методов для получения той или иной информации как по самому покупателю, так и по состоянию его личного бонусного счета. На базе этого API и организовано взаимодействие мультисайта с СПЛ — сайт отправляет HTTPS-запрос (GET или POST), в ответ на которые приходит массив данных в формате JSON.

Каждому клиенту, заполнившему анкету на получение дисконтной карты в рознице, в системе СПЛ присваивается свой уникальный идентификатор, а также сохраняются все персональные данные, указанные в анкете.

Для покупателей интернет-магазина, которые не совершали покупки в офлайне также реализована возможность оформить виртуальную бонусную карту при покупке через интернет-магазин. При этом работа с данной картой абсолютна аналогична физической и отличается только форматом самой карты.

Виртуальную бонусную карту можно использовать в последующем не только при покупке через интернет-магазин, но и в физическом магазине сети. Для удобства на сайте разработали механизм, который отправляет электронный дубликат карты на смартфон.

В рамках разработки проекта также был реализован отдельный модуль, позволяющий для всех сайтов мультисайта управлять взаимодействием с СПЛ, выставлять индивидуальные настройки для каждого сайта. Управление настройками модуля вынесено в интерфейс административной части мультисайта.