Интернет-магазин re-store.ru работает как с физическими лицами, так и с корпоративными (B2B) клиентами. До старта проекта значительной частью B2B покупателей на сайте были ИП и небольшие компании, которые регулярно совершали заказы с 1-2 позициями в чеке.
На обработку таких небольших заказов менеджеры B2B отдела могли тратить до 80% времени.
Чтобы разгрузить менеджеров, было решено автоматизировать обработку B2B заказов.
В первую очередь бизнес-заказчик хотел автоматизировать работу именно с такими небольшими корпоративными клиентами. А если результативность проекта подтвердится, вторым этапом планировалось перевести заказы всех корпоративных клиентов в новый контур. Но обо всем по порядку.
Раньше В2В покупатели не могли самостоятельно оформить заказ и получить счет без помощи менеджера.
На сайте заказы создавались как B2C и сначала попадали в отдел по работе с розничными клиентами. B2B покупатели просто прикрепляли файл с реквизитами к заказу. Если реквизиты есть — заказ переводят в B2B отдел.
Процесс обработки заказов был во многом ручной, менеджерам приходилось работать в нескольких системах, на каждом этапе требовалось их личное участие и контроль.
Системы, участвующие в обработке заказов:
На стороне клиента
Мы разработали новый раздела сайта — Для бизнеса , в котором покупатель может самостоятельно зарегистрировать свою компанию как корпоративного клиента.
B2B клиентом может стать как индивидуальный предприниматель, так и Группа компаний с десятком "дочек" и контактных лиц.
В зависимости от структуры компании и ее потребностей клиент может:
самостоятельно создавать и редактировать список своих компаний;
оформить заказ на свои юридические реквизиты через интернет-магазин, получить счет и первичные документы;
добавлять новых пользователей — супервайзеров и линейных сотрудников;
редактировать данные компании и посмотреть текущую скидку;
проверить статус заказа и выбрать дату доставки;
отменить или повторить заказ;
получить отчет по заказам для одной или всех своих компаний;
посмотреть контакты ответственного менеджера В2В отдела;
изменить адреса доставки;
получить кредит для оплаты заказа.
Регистрация
Чтобы стать корпоративным клиентом, нужно зарегистрироваться на сайте в разделе Для бизнеса.
Достаточно заполнить Данные контактного лица и ИНН, остальные реквизиты (большая их часть) подтягиваются из сервиса DaData. А в 1С.Битрикс автоматически создается компания и Личный кабинет В2В покупателя.
Либо можно выбрать вариант Регистрации в один клик и просто прикрепить файл с реквизитами в форму. Тогда менеджер сам создает нового корпоративного клиента и высылает данные для входа в ЛК на email.
Индивидуальные условия
После авторизации клиенты видят доступные им остатки (со складов В2В отдела) и установленную для их компании скидку.
Процент скидки меняется динамически в зависимости от объема покупок за последние три месяца. Также в личном кабинете выводится информация, на какую сумму нужно сделать заказ до следующего уровня скидки.
Расчет стоимости доставки происходит сразу в Корзине, а информация о заказе и счет поступают автоматически на email.
На стороне менеджера
Новый функционал retailCRM
Интернет-заказы розничных покупателей в re:Store уже более 3 лет обрабатываются на основе retailCRM. Но текущая инфраструктура была заточена под B2C клиентов и простые линейные процессы.
Для работы с более сложными иерархическими структурами,был разработан новый функционал.
В retailCRM появилась новая сущность — корпоративный клиент, в рамках которого может быть много компаний (юр.лиц), контактных лиц и адресов доставки.
Новая структура стала основой для реализации более сложных кейсов и позволила автоматизировать процесс обработки B2B заказов.
Автоматизация обработки заказов
Теперь большую часть процессов retailCRM выполняет автоматически без участия менеджеров.
Из интернет-магазина заказы корпоративных клиентов сразу поступают в CRM-систему. Там либо создается новый клиент, либо обновляется информация по действующему.
retailCRM автоматически резервирует товары на складе. Формирует и отправляет счет на email покупателя и в личный кабинет. Периодически проверяет статус оплаты в 1С:КА.
После поступления средств система отправляет клиенту уведомление с просьбой выбрать удобный интервал доставки в личном кабинете или через менеджера. Доступные интервалы автоматически подтягиваются в CRM-систему и в личный кабинет из SAP.
Когда в заказе указана дата доставки, retailCRM формирует заявку на транспортировку и передает ее в SAP для обработки логистами.
После того, как заказ собрали и передали на доставку транспортной компании, в личном кабинете можно скачать первичные документы: накладную, счет фактуру и акт.
Ручной режим
Не все интернет-заказы обрабатываются автоматически, а только те, которые соответствуют установленным условиям. Например, только заказы меньше 300 т.р. и не более 3 позиций в чеке. Условия можно корректировать в зависимости от задач бизнеса.
Особенно крупные заказы, которые требуют индивидуального подхода и более сложного согласования условий, менеджеры B2B отдела обрабатывают вручную.
При этом, время ручной обработки заказа значительно сократилось. Так как теперь менеджер может создавать нового В2В покупателя (в т.ч. личный кабинет в интернет-магазине) и оформлять заказ в retailCRM без переключения на другие системы (1C:КА, 1С:СЭД, SAP).
Период тестовой эксплуатации прошел успешно. Мы получили обратную связь от фокус-группы из менеджеров B2B отдела, зафиксировали обновленные требования и готовы к реализации второго этапа: