Чтобы разобраться в особенностях и трендах в сфере маркетплейсов, а также выстроить максимально эффективную стратегию при разработке новой площадки или при трансформации действующего интернет-магазина в маркетплейс, рассмотрим их типы и различия.
Деление маркетплейсов по участникам - C2C (BlaBlaCar, Etsy, Couchsurfing).
- B2C (AliExpress, Booking.com, Amazon).
- B2B (Alibaba, Allbiz).
- C2B («Фрилансим», Upwork).
От того, кто, кому и что она продаёт, будут зависеть масштабы и специфика платформы.
По условиям работы с поставщиками
Маркетплейс может выступать в роли агрегатора товаров. В таком случае он просто собирает и систематизирует данные о товарах от разных компаний. Покупатель может сравнить предложения и цены, а всё дальнейшее взаимодействие происходит на сайте поставщика (Яндекс.Маркет).
Такой вариант легко масштабируется за счёт добавления новых участников, но может страдать качество предоставляемых услуг из-за отсутствия контроля сделок со стороны маркетплейса.
В другом случае платформа и поставщик заключают контракт, по которому маркетплейс предоставляет онлайн-витрину для размещения предложений поставщика, инструменты для коммуникации, техническую и маркетинговую поддержку, платёжный функционал. В некоторых случаях берёт на себя функции доставки заказов.
Так, например, Ozon и Беру.ру одну часть товаров выкупают у продавцов, хранят на своих складах и продают от своего имени. Другую же реализуют непосредственно через поставщика и от его имени.
Goods использует другую модель взаимодействия и оставляет фулфилмент полностью на стороне поставщика.
По-разному выглядит и карточка товара: Беру.ру выдаёт товар только одного продавца с самой низкой ценой, а на Goods и Tmall в карточке товара выводится список всех продавцов с их ценами и условиями доставки.